Европейский уровень — во всем

Можно ли в странах СНГ создать коммерчески успешную компанию, занимающуюся производством высокотехнологичного оборудования? Вполне. Для этого нужно совместить интеллектуальный потенциал наших инженеров и западную культуру производства.

НТЦ НАТЕКС известен в Украине прежде всего как производитель оборудования DSL. О новых направлениях деятельности и планах работы компании рассказывает генеральный директор этого центра.

Расскажите, пожалуйста, немного о компании.

Д.М.: НТЦ НАТЕКС, российская компания со стопроцентным российским капиталом, начал работу на рынке в 1990 году. Мы не являемся выходцами из предприятия ВПК или НИИ, и основную часть сотрудников НАТЕКС составляют выпускники МИФИ. Поскольку с самого начала компания была независимой, у нас не было другого выхода, как предлагать конкурентоспособные решения по оптимальным ценам. Этой стратегии мы придерживаемся и до сих пор.

Основной козырь НАТЕКС — сильная техника, сильная техническая поддержка и справедливые цены.

Приведу несколько цифр. В 2003 году рост объема продаж компании составил 70 %. Это несколько больше, чем мы ожидали. В 2004 году мы планируем дальнейший 30 % рост. И хотя по первому кварталу он составил 40 %, мы не расстраиваемся.

По численности сотрудников НАТЕКС относится к средним компаниям. Есть два офиса в Москве, представительство в Беларуси, а также во всех крупных региональных центрах России. Это, например, Санкт-Петербург, Новосибирск, Краснодар. В Украине мы работаем через партнеров.

А как складываются взаимоотношения с украинским рынком?

Д. М.: Наша компания вышла на украинский рынок с аппаратурой уплотнения абонентских линий Topgain-4-Nateks (1995 год). Эта аппаратура настолько хорошо себя зарекомендовала, что при стоимости в три раза большей, чем ее современный аналог FlexGain PCM, она до сих пор пользуется спросом.

НАТЕКС развернул в Украине активную кампанию по популяризации модемов Watson, и в результате нас стали ассоциировать с этими модемами. В 1998 году даже произошел курьезный случай, когда коллеги-связисты задали вопрос о «технологии Watson». Нам пришлось объяснять, что это не технология, а торговая марка.

Модемы Watson до сих пор популярны в Украине, но теперь к их продвижению мы не имеем никакого отношения. Сегодня мы предлагаем собственные магистральные и DSL-решения — Mеgatrans и FlexDSL Orion, — на 100 % отвечающие требованиям сетей связи стран СНГ.

Наше оборудование не только адаптировано к кабельным линиям постсоветского пространства, но и гарантированно стыкуется с телефонными станциями, устанавливаемыми в Украине. Мы работаем с двумя заводами: НПО «Монолит» (Харьков) и Днепровским машиностроительным заводом (Днепропетровск). И та, и другая компании выпускают собственные телефонные станции, и мы ведем совместные работы по поставкам транспортных решений в рамках этих проектов.

Как изменилась за 15 лет схема производства оборудования компании?

Д. М.: В 1990 году мы начали с того, что самостоятельно разрабатывали и производили аппаратуру, используя для этого российские компоненты. В 1995-1996 годах ситуация в России ухудшилась — производство интегральных схем практически развалилось, и мы были вынуждены продавать западную технику.

В 2000 году ситуация кардинально изменилась в лучшую сторону: в России возродилось производство, а самое главное — высококвалифицированные инженерные кадры в России и Украине были всегда. Очень важно, что мы приобрели и опыт работы и современном мире рыночных отношений, где качество при низкой себестоимости — обязательное условие в производственной политике. Можно сказать, что теперь наша производственная деятельность ведется на совершенно ином уровне, который во многом отличает нас от наших конкурентов.

Разработкой оборудования занимаются наши инженеры, в основном в Москве, хотя мы сотрудничаем и с зарубежными коллективами, и частности, с украинскими.

НАТЕКСу принадлежат права интеллектуальной собственности на продукт и все ноу-хау, заложенные в схемотехнике и ПО продукты НАТЕКС в составе собственных телефонных станций, при этом доля производства наших изделий, осуществляемая украинскими коллегами, постоянно растет.

Кроме того, у нас есть дистрибьютор — компания «Банкомсвязь», которая работает со многими заказчиками и обеспечивает сервисную поддержку (у них есть технический и учебный центры).

НТЦ НАТЕКС занимается непосредственно вопросами технического сопровождения, гарантийного ремонта, но коммерческую деятельность мы ведем исключительно через партнеров.

НАТЕКС часто ассоциируют с оборудованием DSL. Справедливо ли это?

Д. М.: DSL — это технология, с которой НТЦ НАТЕКС начинал свою деятельность. Сейчас мы производим полный спектр транспортного оборудования для телекоммуникаций с любой средой передачи: медь (DSL), оптика и радио. Соотношение оборудования для каждой среды передачи по объемам продаж составляет примерно по 30 %.

Помимо оборудования DSL у нас представлен полный ряд оборудования для волоконно-оптических систем передачи, начиная от PDH (четыре потока Е1 или Ethernet) и заканчивая STM-16, DWDM.

Естественно, существуют некоторые особенности выпускаемого оборудования, которые позволяют нам успешно конкурировать на рынке. Это, например, приемопередатчик, способный обеспечить дальность работы по оптическому кабелю в 120-130 км (в мире существует не более пяти компаний, предлагающих аналогичное оборудование). Кроме того, НАТЕКС входит в число немногих компаний, оборудование которых поддерживает функцию Retiming (мы выпускаем платы, обеспечивающие Retiming). Это очень важная функция для сетей SDH, поскольку в странах бывшего СССР существует проблема синхронизации сетей, которую и помогает решить эта функция.

И, наконец, радиорелейные линии. Этим направлением мы начали заниматься не так давно — года два-три назад. Последний проект, который мы сделали, очень показателен. Это радиорелейная линия SDH (STM-1) длиной в 360 км с резервированием 1 + 1, проложенная в сложнейших климатических условиях (Тюмень). С одной стороны, минус 50 зимой, с другой — очень жарко летом и болотистая местность. Радисты знают, что это самые худшие условия с точки зрения замирания сигнала. Тем не менее, линия работает уже год, и никаких нареканий.

У нас есть и радиорелейное оборудование уровня PDH (несколько каналов Е1), которое, в основном, поставляется сотовым операторам связи.

Как изменился за последние годы рынок сбыта оборудования НАТЕКС?

Д. М.: В 2003 году мы провели довольно много научно-технических разработок для крупных западных компаний, в основном, для DSL-оборудования. Мы выполняли заказные работы для таких компаний, как Sagem, Telindus, Siemens, Marconi. Это говорит о высоком уровне наших инженеров, способных справиться с такими сложными задачами.

Наша аппаратура продается не только в России, Украине, Беларуси, но и во всех странах бывшего СССР. Как видите, география довольно обширная.

Одно из самых важных и необходимых условий работы на рынке любой страны — сертификация оборудования. Как вы справляетесь с решением этой проблемы?

Д. М.: Мы сертифицируем оборудование в каждой стране, в которой работаем. Так, в России и Беларуси сертифицирована практически вся линейка оборудования, в Украине сертифицировано все, что мы здесь активно продаем — это DSL-системы FlexDSL, оборудование Megatrans. Волоконно-оптическое и радиорелейное оборудование находится в процессе сертификации. Подход к сертификации у нас очень простой. Сначала наш продукт сертифицируется в России — мы отрабатываем все нюансы, технические детали, потом мы сертифицируем его в Беларуси, поскольку там эта процедура проще (в Беларуси признают российские сертификаты), и после этого мы идем в Украину. Параллельно вся наша аппаратура проходит сертификацию в ЕС. Она соответствует европейскому стандарту СЕ и продается в Западной и Восточной Европе. По мере необходимости мы будем продолжать получать все требуемые сертификаты для работы на рынке.

«Предлагать конкурентоспособные решения по оптимальным ценам — наша стратегия».

Журнал «Телеком» №6/2004-06-28