О переводе системы связи ВС РФ на цифровые способы передачи информации

В последние десятилетия прошлого века информационные и телекоммуникационные технологии вследствие революционных достижений в области микроэлектроники и вычислительной техники начали стремительно развиваться. Разработаны принципиально новые устройства обработки, передачи и хранения информации, усилились процессы интеграции первичных и вторичных сетей в направлении создания единой мультисервисной сети с предоставлением широкого спектра услуг потребителям.

Реализуя стратегические планы по вхождению в Глобальное информационное общество, Правительство Российской Федерации в 2000-2001 годах приняло Концепцию развития рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации на 2001-2010 годы, федеральные целевые программы «Электронная Россия», «Развитие единой образовательной информационной сферы на 2002-2006 годы», Доктрину информационной безопасности Российской Федерации. В целом, реализация требований, изложенных в перечисленных документах, предусматривает создание и широкое внедрение современных инфокоммуникационных технологий.

Система связи Вооруженных сил значительную часть задач решает, используя ресурсы Единой сети электросвязи страны, в первую очередь ее магистральные линии и каналы, а также сети связи специального назначения. Развитие последних существенно отстает от развития сетей связи общего пользования, что обусловлено рядом причин.

Во-первых, сети специального назначения остаются монопольной средой, и их развитие регламентируется директивными документами — Концепцией развития вооружения, военной и специальной техники, государственной программой вооружения, а также государственным оборонным заказом. Вместе с тем последний фактор носит динамичный характер и прямо зависит от текущих финансовых возможностей страны в конкретный краткосрочный период, военно-политических приоритетов, определяемых реальной международной обстановкой.

Во-вторых, заказчиком (покупателем) конкретного оборудования является государство в лице своего агента (Минобороны России, МВД России, других министерств и ведомств). Практика проводимых тендеров на поставку оборудования для государственных нужд подтверждает, что в обозримый период для наукоемкой продукции монополия поставщиков будет сохраняться, прежде всего, ввиду ограниченности объемов Госзаказа (не более 5% общего объема производства) и недостаточных финансовых возможностей для освоения производства новых современных образцов техники у потенциальных поставщиков оборудования. Реальная конкурентная среда должна сформироваться при благоприятных обстоятельствах лишь к концу 2010 г., когда реально будут давать эффект такие факторы, как общее оздоровление экономики страны, выполнение достижений основных целей военной реформы.

Для формирования основных практических предложений по ликвидации этих отставаний, а также для выработки единого замысла по переводу системы связи Вооруженных сил РФ на цифровые методы обработки информации, в аппарате начальника связи Вооруженных сил РФ разработаны Концепция перевода системы связи Вооруженных Сил Российской Федерации на цифровые способы передачи и коммутации информации, Целевая комплексная программа работ по поэтапному переводу первичной сети связи Вооруженных Сил Российской Федерации на цифровое телекоммуникационное оборудование, Программа поэтапного перевода вторичных сетей связи Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации на цифровое оборудование обработки информации и предоставления услуг.

Данные документы представляют собой систему взглядов на формирование основных положений по поэтапному переходу системы связи Вооруженных сил на цифровые методы обработки информации. Это позволит объединить возможности систем связи, входящих в контур управления ВС РФ, в единый ресурс общего пользования и построить цифровую сеть с использованием методов коммутации каналов или коммутации пакетов в зависимости от вида передаваемой информации и организации необходимого набора служб и спектра услуг. При этом одним из приоритетных направлений является создание объединенной автоматизированной цифровой системы связи общего назначения, структурно включающей в свой состав интегрированную цифровую территориальную систему связи ВС РФ, цифровые полевые системы связи стратегических, оперативно-стратегических, оперативных объединений и средства связи специализированных систем связи.

Для реализации поэтапного перехода в сетях и узлах связи ВС РФ предусматривается применение средств и комплексов цифровой связи отечественного производства, а также импортных средств, не имеющие аналогов в России.

Вместе с тем, рынок телекоммуникационного оборудования за последние 10 лет, как и условия деятельности отечественных предприятий-производителей принципиально изменился. Существовавший дефицит в современном телекоммуникационном оборудовании стал восполняться такими крупнейшими фирмами, как Alcatel (Франция), Siemens (Германия), Ericsson (Швеция), Philips (Голландия), Cisco Systems (США), Sony, NEC, Panasonic (Япония) и др. Обладая высоким научным потенциалом, крупным производством конкурентоспособного оборудования и достаточными оборотными и заемными капиталами, эти фирмы завоевали большую часть (до 70-80%) российского рынка.

Промышленные предприятия, расположенные в России, обеспечивают всего лишь 20-30% рынка. Их можно условно разделить на четыре группы.

К первой группе относятся предприятия, традиционно занимающиеся разработкой и производством телекоммуникационного оборудования. Это около 70 промышленных предприятий и 60 научных организаций.

Во вторую группу входят предприятия, ранее не занимавшиеся созданием телекоммуникационного оборудования и пришедшие на рынок, как правило, в результате конверсии или поиска новых для себя рыночных ниш.

Третья группа включает вновь образовавшиеся предприятия, чаще всего на базе отдельных подразделений научных или производственных предприятий и организаций.

И наконец, к четвертой группе можно отнести совместные предприятия с ведущими инофирмами, работающие на территории России. Они создавались с целью ускорения внедрения наукоемких технологий и выпуска в нашей стране сложного перспективного телекоммуникационного оборудования (цифровой коммутации, систем передачи).

Казалось бы, с учетом обеспечения требований Концепции национальной безопасности Российской Федерации заказы на производство телекоммуникационного оборудования для Вооруженных сил целесообразно размещать на предприятиях первой группы. Однако рекламации на продукцию военных предприятий внутри России за последние годы выросли в 10 раз (И. Бураков, «Бракоразводный процесс», газета «Время новостей» от 09.06.04 г. № 99), а количество рекламаций из-за рубежа возросло в 20 раз. Как считает председатель «Военного регистра» генерал-лейтенант Остапенко Сергей Николаевич, только 1% предприятий российского оборонно-промышленного комплекса имеет международный сертификат качества ISO 9000. Требования стандартов ISO серии 9000 описывают схему, по которой должна работать система менеджмента качества на предприятии. Для этого на предприятии устанавливаются специальные процедуры контроля и ответственности по всей технологической цепочке — от проектирования до продажи продукции конечному потребителю. Итогом является высокое качество продукции и услуг. Другими словами, сертификат по ISO9001 — это пропуск в клуб избранных предприятий, на деле гарантирующих высокое качество продукции и услуг. Кроме того на технологически устаревшем оборудовании российского оборонно-промышленного комплекса невозможно добиться просто нормального качества деталей, а по себестоимости выпускаемая продукция зачастую на порядок выше зарубежных аналогов.

На этом фоне вызывает интерес политика некоторых предприятий по разработке и производству телекоммуникационного оборудования для сетей связи. Так, по словам генерального директора научно-технического центра (НТЦ) «НАТЕКС», являющегося российским разработчиком и производителем цифрового оборудования для телекоммуникационной индустрии, стратегический подход, позволяющий занимать компании лидирующее положение в своем сегменте рынка, заключается в следующем: «Мы привлекаем лучшие коллективы инженеров, как в России, так и за рубежом, для того чтобы выполнять современные разработки в кратчайшие сроки. Однако know-how, права интеллектуальной собственности и «ядро» систем остаются в «НАТЕКСе». Для нашей аппаратуры нужно использовать исключительно автоматические сборочные линии последнего поколения. К сожалению, сегодня производство на таких линиях за рубежом обходится дешевле, чем в России. Однако «НАТЕКС» следит за развитием рынка «подрядного производства электроники» в России. Как только у нас появляется альтернатива, компания переключается на услуги отечественных предприятий. Уже сегодня мы производим в России многие компоненты, а главное — обеспечиваем работой более 200 высококвалифицированных инженеров» (Из выступления на IX научно-техническом семинаре «Связь в деловой сфере. Новые информационные технологии», проведенном Российским НТОРЭС им. А.С. Попова совместно с Минсвязи РФ и ЗАО «НТЦ Натекс» в октябре 2002 г.).

Не случайно сертификат на систему качества проектирования, разработки, изготовления, испытаний и технического обслуживания оборудования связи по ISO 9001 от 1 января 2004 года за № СК-0010 Министерство РФ по связи и информатизации выдало «НТЦ НАТЕКС». Тем самым «НТЦ НАТЕКС» вошел в первую десятку компаний, система качества которых признана соответствующей требованиям Международной организации по стандартизации (The International Organization for Standardization) ISO 9001:2000 в отрасли связи.

В настоящее время в эксплуатации Министерства обороны находятся, в основном, тракты многоканальной электросвязи, построенной с применением систем с частотным разделением каналов. Переход от сложившихся способов построения сетей связи специального назначения к построению сетей на основе волоконно-оптических линий связи и соответствующего оборудования весьма трудоемок и долгосрочен. Концепция перевода системы связи Вооруженных Сил Российской Федерации на цифровые способы передачи и коммутации информации определила основные принципы данного процесса. Это модернизация и развитие существующей инфраструктуры сетей военной связи и построение новых цифровых участков (зон) связи на основе рационального сочетания методов замещения и наложения.

Весной 2004 г. в течение трех месяцев проводились сравнительные испытания оборудования цифрового каналообразования ведущих отечественных производителей. Испытания проводились по программе, методике и дополнениям, разработанным ОАО «Воронежским опытным заводом программной продукции», согласованным с 4 ЦНИИ МО РФ и предприятиями — производителями.

На основании проведенных испытаний были рекомендованы к применению цифровые системы передачи (ЦСП) «Мегатранс» ЗАО «НТЦ Натекс», которые специально разрабатывались для магистральных и зоновых сетей связи, уплотненных системами с частотным разделением каналов. Их новизна заключается в реализации многопозиционной асимметричной модуляции с регулируемым уровнем мощности сигнала. Система запатентована «НТЦ Натекс» (патент № 18814, заявка № 2001104235/20 (004956) от 12 апреля 2001 года) и позволяет осуществлять цифровизацию линий связи без проведения дополнительных работ на кабельных линиях связи. При этом обеспечивается: передача синхронного цифрового потока со скоростью 2048 Мбит/с по двум физическим парам медного кабеля; двухкабельная или однокабельная схема включения; работа до 14 дистанционно-питаемых регенераторов; подсистема служебной связи; построение сети технологической связи. При этом длина регенерационного участка может составлять до 26 км.

За счет того, что спектральные характеристики оборудования «Мегатранс» могут быть различными, решается вопрос обеспечения электромагнитной совместимости с аналоговыми системами передачи. Кроме того, благодаря аналоговой обработке сигнала удается скорректировать частотную характеристику кабеля и обеспечить высококачественную передачу информации при большой длине регенерационного участка. Благодаря применению модуля аналоговой обработки и коррекции сигнала при установке аппаратуры «Мегатранс» не требуется индивидуальная подстройка параметров линейного интерфейса под тип кабеля, длину сегмента и т.д. Каждый сегмент линейного тракта диагностируется встроенными средствами системы «Мегатранс». Данные мониторинга, а также средства дистанционного конфигурирования, доступны оператору с любой из оконечных и промежуточных точек. Таким образом, существенно упрощается поиск повреждений на кабельной трассе. В то же время система «Мегатранс» выполняет все необходимые требования, предъявляемые к магистральным цифровым системам передачи.

Система управления всей линейкой телекоммуникационного оборудования, разработанная «НТЦ Натекс», позволяет осуществлять выбор операционной системы (Windows или UNIX), открыта и совместима с оборудованием и программным обеспечением других поставщиков, имеет модульное построение (на каждый тип оборудования собственный модуль управления без ограничения числа управляемых объектов) и осуществляет поддержку телекоммуникационного оборудования предыдущего поколения.

К числу основных функций системы следует отнести: картографию сети; сигнализацию аварийных сообщений; конфигурирование сетевых элементов; ведение журнала событий; управление подсетями; моделирование неисправностей; формирование трендов по заданным событиям штатными средствами SNMP. Не случайно цифровые системы передачи «Мегатранс» нашли самое широкое применение, как в нашей стране, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья.

В заключение хотелось бы отметить, что успешное решение задачи перевода системы связи ВС РФ на цифровые способы передачи и коммутации информации возможно только при условии комплексного использования оборудования военного назначения и цифрового оборудования гражданского назначения, положительно зарекомендовавшего себя на сети связи общего пользования.