Управление телекоммуникационным оборудованием: задачи усложняются

В конце прошлого года связистская общественность широко отмечала 15-летие хорошо зарекомендовавшей себя на телекоммуникационном рынке компании — НТЦ НАТЕКС.
Сегодня это уже не только НТЦ, а целая группа компаний, куда входят помимо филиалов и региональные центры и дилерская сеть (а это — около сотни компаний, работающих в России и других странах СНГ). И все эти годы все то новое, что создавалось специалистами НАТЕКС (а сегодня их более 200) и внедрялось затем на сетях связи, получало отражения в нашем журнале: будь то научные статьи, информационные сообщения или имиджевая реклама. В этом номере мы знакомим читателей с одним из перспективных направлений деятельности компании — созданием системы управления телекоммуникационным оборудованием. Рассказывает об этом гость нашего бизнес-клуба, непосредственный руководитель работ, генеральный директор НТЦ НАТЕКС, к.т.н. Александр Федорович Гаврилов.

Александр Федорович! Расскажите, пожалуйста, о себе.

В НТЦ НАТЕКС я уже более пяти лет. До этого работал в ЦНИИАтомформ — головной организации по вопросам управления в атомной промышленности, где занимался созданием типовых систем управления различного уровня: отраслевых, САПР, АСУ и др.

Если углубиться еще дальше… Закончив в 1973 г. Московский инженерно-физический институт (МИФИ), а затем, в 1978 г., аспирантуру, несколько лет работал в институте и уже там начал заниматься технологическими процессами и физическими экспериментами. Защитил диссертацию на тему «Многомерная фильтрация в системах контроля».

Так что, по сути, всю свою сознательную жизнь отдал системам управления. В связи с бурным развитием ИТ, понял, что именно в этой области смогу наиболее эффективно применить накопленные знания и опыт.

Однако, придя в НАТЕКС, первые годы занимался строительством дилерской сети. Когда же на передний план выдвинулись актуальные для заказчиков проблемы мониторинга оборудования и управления им, сложилось так, что я «возвратился» в хорошо известную мне сферу деятельности.

Уже два года как мы расширили централизованную систему управления SDH-сетью FlexGain View, включив в нее функции мониторинга и конфигурирования оборудования FlexDSL, FlexGain FOM16. Теперь же система FlexGain View интегрирует всю линейку выпускаемого НТЦ НАТЕКС телекоммуникационного оборудования. Именно в таких системах нуждается большинство наших заказчиков. Практически каждую неделю мы поставляем им системы FlexGain View в соответствии с различными заказными спецификациями.

Кто выступает заказчиками таких систем?

Это — операторы связи различного уровня: и традиционные и альтернативные, те, кто заинтересован в централизованном управлении эксплуатируемого оборудования. Причем постоянно ведутся переговоры о новых поставках, и мы наращиваем их объемы.

Как развивается новое направление и каковы его перспективы?

По мере роста интереса к поставкам систем управления в комплекте с поставляемым оборудованием была создана специальная группа, которая занималась интеграцией систем управления и оборудования связи. Затем группа переросла в «Отдел интеграции систем управления», который активно развивается, причем создает все более совершенные системы, ориентированные на многоплатформенность, новейшие протоколы взаимодействия, реализацию межменеджерских интерфейсов, связанных с построением иерархии систем управления. Кроме того, повышаются требования к качеству графических интерфейсов. Мы стремимся к расширению функций систем в направлении бизнес-процессов. В частности, завершили разработку системы инвентаризации и статистики.

Резюмируя сказанное, отмечу, что наша деятельность весьма перспективна и по объему продаж, и по числу заказчиков. Особенность сегодняшнего момента в том, что наши клиенты проявляют интерес к системам управления с позиций охвата ими уже установленного оборудования, причем как компании НАТЕКС, так и других поставщиков — наших конкурентов. И мы расширяем свои работы с учетом этих новых требований. Таким образом, нам сегодня приходится выступать в роли не только производителя, но и интегратора. И в этой области также есть определенные успехи.

Если возможно, назовите ваших ближайших конкурентов в той нише, где вы работаете?

Это, прежде всего, Hewlett-Packard (система HP Open View NM). Впрочем, и все другие крупные поставщики телекоммуникационного оборудования поставляют системы управления, например IBM (система Tivoli), Siemens (система Siemens TNMS). Но эти системы весьма специфические и ориентированы только на свою линейку оборудования. Мы же не ограничиваемся управлением оборудованием только производства НТЦ НАТЕКС. Наша работа строится исходя из требований заказчика. Мы можем разрабатывать системы, как для отдельных модулей, так и для целых комплексов оборудования и крупных сетей связи.

Сотрудничаете ли Вы с отраслевыми НИИ, и в какой плоскости?

В основном — в плане сертификации. Пройдя испытания в Испытательном центре ЦНИИС, мы самые первые получили сертификат соответствия на систему управления телекоммуникационным оборудованием FlexGain View ОС-1-СУ-001 в Системе сертификации в области связи. Также пользуемся услугами других отраслевых институтов, например ЛОНИИС и НИИР. Мы прошли также добровольную сертификацию системы менеджмента качества.

Каково Ваше отношение к технопаркам? Вам интересны результаты их работы?

Безусловно, интересны. Однако сегодня для совершенствования своего оборудования и продвижения новой продукции мы используем, как правило, другие маркетинговые рычаги. Это, прежде всего, участие в выставках. НАТЕКС демонстрирует свое оборудование не только на таких крупных отраслевых выставках, как «Связь-Экспокомм», «ИНФОКОМ», «НОРВЕКОМ», но и участвует в региональных смотрах. Кроме того, в рамках выставок мы организуем семинары.

Кстати, много лет подряд НТЦ НАТЕКС совместно с ЦП НТОРЭС им А.С. Попова проводил научно-технические семинары, и они вызывали большой интерес специалистов. А сегодня… Планируете ли Вы возобновить их?

Да, ставшие традиционными семинары получали хорошие отклики, но «традиция оборвалась» по ряду причин. Думаю, что мы вернемся к этому весьма эффективному средству продвижения наших продуктов.

НАТЕКС сегодня, безусловно, является одним из лидеров в области поставки качественного телекоммуникационного оборудования, но согласитесь, не может даже столь успешная компания жить без проблем.

Главная наша проблема связана с обеспечением роста компании, выпуском все более совершенной, отвечающей современным требованиям продукции. Это относится не только непосредственно к оборудованию, но и к системам управления. Ведь все время возникают новые задачи, более высокого уровня, обусловленные конвергенцией технологий, необходимостью организации мультидоступа, бесшовных прозрачных интерфейсов, основанных на новых IP-протоколах.

По сути, все эти сложные задачи Вы решаете своим коллективом, а как обстоят дела с комплектующими? С кем из поставщиков налажены наиболее тесные связи?

Мы работаем с множеством различных изготовителей комплектующих, всех не перечислить, тем более, что не хотелось бы выделять кого-либо. Основные платы в большинстве своем производятся в Швейцарии, корпуса — в Германии, некоторые пластмассовые и металлические части — в Украине.

Что касается России, то мы путем тщательного отбора нашли ряд компаний, с которыми можно сотрудничать, но их пока немного. Так сложилось, что сегодня надежнее зарубежные фирмы. Тем не менее, есть надежда, что и здесь появятся заводы, способные выпускать изделия, отвечающие стратегии НАТЕКС — обеспечивать своих заказчиков качественным оборудованием и таким образом удерживать завоеванные позиции на конкурентном рынке.

Сегодня компании-операторы выражают озабоченность в связи с предстоящим переходом к работе в сетях нового поколения (NGN). Вероятно, и в НАТЕКСе готовятся к их неизбежному «наступлению»?

Специалисты НАТЕКС активно включились в работу по созданию оборудования для NGN. Мы, в частности, изучаем рекомендации, касающиеся управления NGN, и начали соответствующие разработки в этой области. Если для SDH основная проблема была связана с организацией тракта «точка-точка», то с приходом NGN появляется масса сложных вопросов, связанных с обеспечением мультисервисности, мультипротокольности, мультидоступности и глобальной IР-основанности.

Сегодня уже создается подсистема FlexGain View, которая позволит расширить функции заказчика, не ограничивая их только мониторингом и оперативным управлением, реализовать стратегические функции управления, такие как организация бизнес-процессов, оперативное планирование, биллинг и др.

Такие системы уже внедряются?

Да, у них есть свои заказчики. Даже у системы верхнего уровня. И это, на мой взгляд, — залог будущего успеха новых разработок систем управления от НАТЕКС.

Возвращаясь к празднованию юбилея компании, вспоминаю, что в поздравлениях не раз отмечалось, что у «начала» дела стояли, как ни странно, не связисты, а выпускники МИФИ. Сегодня Вы также «подпитываетесь» выходцами из знаменитого вуза?

Несмотря на то, что Россия зарекомендовала себя программирующей страной, найти специалистов для разработки систем управления, которые одновременно могут работать с несколькими технологиями (CORBA-JAVA-ORACLE-SNMP) — непростая задача. И мы постоянно испытываем потребность в грамотных кадрах, поэтому пришедших в компанию сотрудников, приходится специально подготавливать, обучать. МИФИ дает высокий уровень знаний и их техническую фундаментальность. Это позволяет его выпускникам быстро осваивать новые технологии в любой технической сфере, включая отрасль связи. Однако нужно отметить, что в НАТЕКС приходят талантливые выпускники не только из МИФИ и других знаменитых московских вузов.

Значит ли это, что Вы создаете у себя группы переподготовки или направляете сотрудников на учебу в специализированные центры?

В наше время Интернета острота проблемы получения знаний сотрудниками снизилась. Кроме того, вливаясь в подготовленный коллектив НТЦ НАТЕКС, новые сотрудники быстро набирают знания и приобретают опыт, необходимые для нашего дела. В НТЦ НАТЕКС систематически организуются внутрифирменное обучение, тренинги. Приглашаются опытные специалисты и из других предприятий и научных центров. Периодически организуются дилерские семинары. Конечно, наши специалисты выезжают (включая заграничные поездки) на учебные курсы, семинары и симпозиумы, где получают новые знания, устанавливают полезные для НАТЕКС и для себя связи, обмениваются опытом с коллегами, что в итоге приносит определенную пользу компании.

В целом замечу, что специалисты НТЦ НАТЕКС обладают уникальными знаниями, которых зачастую нет в других компаниях. И именно это позволяет создавать, причем очень оперативно, новые версии продуктов, опережая своих конкурентов.

И в заключение — такой безобидный вопрос: есть ли у Вас хобби. Понятно, что на первом месте это любимые системы управления?

Я играю в волейбол. Правда, никаких квалификаций не имею, но играю еще со студенческих лет, причем, заметьте, — опять «под крылом» Alma mater- в спортклубе МИФИ.

Беседовала И.В. Ковалева

Журнал «ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ», №4, 2006 г.