Назревает революция в «домофонии»
В наш век, при бурном развитии технологий, создаются всевозможные компактные устройства с множеством полезных функций. Но, тем не менее, есть область, на которой эти изменения практически не сказались. Речь идет о «домофонии»: работа современных домофонных систем за последнее время практически не менялась, и поэтому, мало соответствует вызовам времени.
Основные проблемы существующих домофонных систем:
(это касается домофонов с видеокамерами);
инфраструктуры (провода + коммутаторы);
для жильцов и гостей.
По сравнению с привычными аудиодомофонами, различные вариации которых можно увидеть практически повсюду, даже более современные IP-домофонные системы лишь немного усовершенствовались и перешли на использование другого типа транспорта. Следует отметить, что при всей сложности смены типа используемого транспорта – этот процесс относится скорее к эволюционным изменениям. В большинстве случаев мы наблюдаем попытки добавить услугу видео-вызова и использование более продвинутых «абонентских домофонных комплектов» с попытками внедрения различных опций «Умного Дома». Можно отметить, что практически всем существующим домофонным системам присуща необходимость прокладки проводной инфраструктуры по подъезду, то есть, по этому признаку, их можно отнести к «классическим домофонам». Таким образом, все вышеперечисленные проблемы у классических домофонов остаются, в то время как цена таких систем остается достаточно высокой, что дополнительно препятствует их широкому внедрению. Как мы знаем, что, из-за использования закрытых (проприетарных) протоколов, возможности интеграции с другим оборудованием или элементами сетей операторов становятся сложнее и дороже.
В настоящее время появляется новый класс – «SIP-домофоны», в которых заложен совершенно иной принцип работы – с использованием существующих сетей операторов (в том числе сотовых!). Таким образом, дополнительная прокладка домофонных сетей в подъездах становится ненужной. И мы уже становимся свидетелями начала революции в данной области. Ведь, с учетом огромного количества плюсов такой схемы использования, как технических, так и экономических, интерес к ней будет лишь возрастать по мере знакомства операторов с данной системой.
Отдельно стоит коснуться и абонентского оборудования. Здесь, благодаря использованию стандартных протоколов, клиенты не привязаны к какому-то единственному решению. В зависимости от оператора, клиент может сэкономить на абонентском комплекте, переадресовывая все вызовы на мобильный телефон. Главной идеей в данной схеме является то, что все вызовы с SIP-домофона способны приходить на любое устройство, имеющее телефонный номер. А для абонентов, желающих иметь видеовызовы с домофона, есть возможность переадресовывать эти вызовы на домашние компьютеры, смартфоны или планшеты, при условии установки на них специального ПО (к счастью абонентов, есть бесплатные SIP-клиенты). Можно даже сделать эти вызовы на телевизор (но! здесь нужны специальные телевизоры со встроенным SIP-клиентом).
Сейчас операторы уже приступили к разработке новых пакетов услуг и концепций на базе новых возможностей, например:
Данная услуга будет интересна тем, кто все еще пользуется стационарным телефоном;
Основные особенности оборудования, для абонентов:
• возможность голосового вызова на любые стационарные или сотовые телефоны. (Рис.1);
Рис.1. Возможность вызова любых устройств SIP-домофона.
• возможность видеовызова на клиентское ПО (по большей части свободно
распространяемое) установленное на смартфонах, планшетах или компьютерах. (Рис.2)
Если сравнить со стоимостью абонентского комплекта видео-домофона, то мы увидим
разницу в несколько раз;
Рис.2. Схема прохождения видеовызова.
• внедрен функционал видеонаблюдения за приподъездным пространством за счет
встроенной видеокамеры;
• функция экстренного оповещения жильцов (звонки с оповещением приходят на указанный
телефон) (Рис.3);
Рис.3. Схема централизованного оповещения жильцов на основании взаимодействия с системой управления.
• вход и выход осуществляются привычным способом: выход по кнопке, а вход по ключу,
причем могут поддерживаться (в зависимости от комплектации) как классические
TM-ключи («таблетка») или RFID-125 кГц ключи (пластиковые карточки или брелоки), так
и NFC-ключи (карточки метро, банковские карты, смартфоны с поддержкой NFC и т.д.);
• поддержка до 10 замков с контролем входа. Для различных подъездных дверей (черные
ходы, выходы на парковку и т.д. (Рис.4);
Рис.4. Схема централизованного управления множеством дверей, установленных в подъезде.
• все ключи имеют свой код (часто он указан на ключе) и привязываются к квартирам.
По словам разработчиков, планируется сделать специальный онлайн-сервис ввода ключей
по интернету (в личном кабинете абонента), и по звонку оператору. Таким образом, убрать
из базы потерянный ключ и внести новый не будет представлять сложности,
и соответственно, бегать за Управляющей компанией или другой контролирующей
организацией не придется.
При установке данных SIP-домофонов в новостройки можно существенно сэкономить на прокладке инфраструктуры.
Существует и другая задача — модернизация существующих домофонных сетей. Прямая замена существующих домофонов на «SIP-домофоны», представляется сложной маркетинговой политикой, так как убеждение жильцов в необходимости замены работающего оборудования, и за их же счет, вряд ли будет иметь положительный отклик.
В рамках данной задачи, также имеется готовое решение, прошедшее успешное испытание на городских сетях — «FG-ACE-VC-4,Addon».
Его особенности для абонентов:
• совместная работа с существующей домофонной инфраструктурой;
• возможность голосового вызова на любые стационарные или сотовые телефоны;
• возможность осуществления видео вызова на клиентское ПО (имеются свои особенности);
• функция экстренного оповещения жильцов (звонки с оповещением приходят на указанный
телефонный номер);
• вход и выход осуществляются привычным способом: выход по кнопке, а вход по ключу
(важно, что замены ключей не требуется!). Нет необходимости бороться с несогласными
абонентами. Для них работа «FG-ACE-VC-4,Addon» будет проходить полностью прозрачно.
Обычно для добавления дополнительных услуг, по желанию некоторых жильцов,
приходится что-то менять, и это отражается на всех подключенных абонентах. Например,
при замене блока стоимость распределяется на всех жильцов. А в случае с решением
«FG-ACE-VC-4,Addon» нет необходимости менять что либо, поэтому все несогласные с
внедрением дополнительных сервисов абоненты просто их не заказывают и продолжают
пользоваться домофоном в привычном режиме.
С точки зрения операторов, важным вопросом является управление сетью таких домофонов или Addon’ов. Для этого возможно использование системы централизованного развертывания и управления сетью домофонов и Addon’ов FlexGain View, которая позволит в рекордно короткие сроки произвести соответствующее развертывание такой сети и обеспечит легкие мониторинг и управление.
Также оператор может самостоятельно внедрить управление сетью домофонов в уже существующие системы управления, в таком варианте предоставляется совместимость на основе протоколов TR-069 или SNMP.
На сегодняшний день ситуация на рынке домофонов складывается следующая – все компании производящие классические домофоны работают изолированно, поэтому, в процессе перехода на другую модель создания оборудования им придется совершить технологический скачек, а это всегда сопряжено со сложностями. При использовании оборудования FG-ACE-VC-4, у операторов появится уникальное предложение для заказчика, адаптированное для современных реалий. Компания разработавшая данный продукт – российская, поэтому при возникновении пожеланий и дополнений.